Вход на сайт
Логин
Пароль
Вход
Забыли пароль?

Статьи
Камерный оркестр: за что наказывают тысячи комплексов фиксации нарушений

Камерный оркестр: за что наказывают тысячи комплексов фиксации нарушений

«Автомобильная» 12-я глава КоАП, расписывающая ответственность за нарушения ПДД, состоит почти из сорока статей. Кое-кто из водителей наверняка по-старинке думает, что по наводке бесстрастных камер ему может прийти разве что штраф за превышение скорости. Это заблуждение, чреватое большими финансовыми потерями. Современные комплексы видеофиксации умеют выявлять больше десятка различных видов дорожных прегрешений.

Любители погонять действительно остаются главной добычей полицейских объективов во всем мире. Российским автомобилистам лучше всего известны радары «Стрелка» (стационарный, хотя встречаются и мобильные решения на базе микроавтобусов) и «Крис» (напротив, чаще всего выставляется экипажем ДПС, хотя может и «жить» в антивандальном ящике на обочине). Они, как и многие другие, излучают импульсы, которые и ловят радар-детекторы. Вдобавок ко всему, все большую популярность приобретают мобильные приложения или гаджеты, знающие расположение стационарных камер.

Однако не обязательно измерять скорость радаром, чтобы вычислить нарушителя. Из Европы к нам пришла мода на измерение средней скорости движения. Система проста: на дороге устанавливаются две фотокамеры (известны под названием «Автодория»), одна в начале выбранного отрезка, вторая – в конце. Обе делают снимки всех проезжающих мимо автомобилей. А дальше вступает в действие простейшее уравнение с одним неизвестным. Время между фотографиями известно, расстояние между двумя комплексами – тоже. Вычислить среднюю скорость на участке сможет и ученик начальной школы. В Татарстане по такой системе уже вовсю рассылают штрафы, ничуть не смущаясь того, что в российском законодательстве в принципе нет понятия «превышение средней скорости». Водителям московского региона повезло больше. Дальше тестового периода дело не пошло, а этим летом все «Автодории» демонтировали.
Впрочем, от идеи измерять скорость не в конкретном месте, а на отрезке пути власти не отказываются. Скоро эти камеры вернутся на дороги. Радарной части в них нет, так что детектор их не видит. Вся надежда на базу с GPS-координатами стационарных комплексов видеофиксации. Правда, нарушить она не поможет: на контролируемом участке волей-неволей придется соблюдать ПДД.

Есть и еще одно «белое пятно» в системе измерения скорости потока. До сих пор все стационарные камеры работали «в лоб», фиксируя передние номерные знаки. При таком подходе от наказания уходили мотоциклисты: как известно, двухколесному транспорту положена только задняя «жестянка». К концу этого сезона в Москве начала рассылать штрафы первая камера, наблюдающая за удаляющимся потоком. Она стоит над автобусной полосой на Дмитровском шоссе, однако к весне в ЦОДД пообещали прицелить на задние номера больше комплексов. Среди них, очевидно, будут и штрафующие «гонщиков». По всей видимости, это будут не всем известные «Стрелки», а другие радары. По крайней мере, первый образец знатоки распознали как «Автоураган».
Вторая группа камер – контролирующие выезд в определенную запретную область. Самый известный пример, разумеется, висящие над автобусными полосами в Москве «Стрелки».

Вне зависимости от названия комплекса принцип действия остается неизменным. Электронному глазу задают сектор, после чего он фиксирует любое движение в нем. Таким способом можно наказывать за очень широкий спектр нарушений: уже упоминавшийся выезд на выделенку для общественного транспорта, обочину, трамвайные пути, велодорожку, тротуар, проезд грузовиков в центр города и т.п. В ряде случаев снимки не попадают под категорию нарушителей. Часть из них система выявляет автоматически, иные «вылавливают» в ручном режиме, некоторые приходится оспаривать владельцам машин. В частности, это касается спецтранспорта, имеющего право отступать от ПДД, или тех же автобусов на выделенных полосах: камеры фотографируют их так же, как и любую другую машину, но штрафы на них не распространяются.

Пока в России массово освоили только штрафы за езду по выделенкам. На МКАД «Стрелки» распознают движение по обочине (правой технологической полосе за сплошной линией разметки) и выезд грузовиков дальше разрешенной второй полосы. Остальные виды нарушений только находятся в проработке.

Чуть сложнее работают камеры на перекрестках, следящие за проездом на красный свет, созданием помех при заторе на пересечении улиц и «заступом» за стоп-линию. Они делают несколько кадров подряд, но только после того, как светофор переключается на запрещающий сигнал. Все, кто не успел к этому моменту покинуть «запретную зону», могут ждать постановление в почтовом ящике. Пока это редкий вид видеофиксации, но год от года он будет становиться популярнее. В частности, в столице с 1 августа стартовал эксперимент с «вафельной» разметкой и камерами на трех перекрестках. Также есть перспективы внедрения подобных комплексов на железнодорожных переездах.
Еще более продвинутый вариант электроники умеет наказывать тех водителей, кто не пропускает пешеходов на нерегулируемых переходах. Он должен видеть не только крупные автомобили, но и небольших на их фоне людей, а также анализировать их траекторию движения. Если они пересекаются, но притормозили люди, а не машина, то номер последней попадает в число верных кандидатов на «письмо счастья». Это тоже экзотика для российских дорог, но в ряде регионов новинка проходит тестовую эксплуатацию. Московские власти выбрали в качестве полигона Зеленоград. Говорят, что эксперимент признан успешным, но о сроках внедрения устройств на улицах пока ничего не слышно.

Как это нередко бывает, в некоторых регионах России местная ГИБДД сочла себя вправе пойти дальше в деле использования камер видеофиксации. К примеру, водителей, уже попавших в объектив на превышении скорости, дополнительно «обилечивали» за непристегнутый ремень безопасности, разговор по мобильному телефону или выключенный ближний свет фар. Когда история получила огласку, штрафы признали незаконными. Формально комплексы не предназначены для выявления такого рода нарушений, хотя по снимку оно может быть и очевидным. Кроме того, налицо несправедливость: в поле зрения попадали только те, кто уже превысил скорость. А некто, едущий без ремня, без света и с телефоном у уха, но на разрешенных 60 км/ч получался невиноватым. В официальных заявлениях тема «писем счастья» за эти прегрешения давно не поднималась. Видимо, пока хватает и других возможностей для расширения системы видеоконтроля.

К примеру, сразу два новшества готовятся для водителей большегрузов. Рамки системы взимания платы «Платон» станут выявлять тех, кто не оплатил проезд по федеральным трассам. А полностью автоматизированный комплекс сможет распознать и перегруз. Датчики в дорожном полотне определяют количество осей фуры и нагрузку на них, установленные над дорогой камеры снимают номер и проверяют по данным ПТС, какова максимально разрешенная масса этой машины. В тестовом режиме первая подобная установка работает на Можайском шоссе в Подмосковье. Тема обещает стать очень актуальной: по разным данным, в России не менее половины (!) грузовиков ездят с перегрузом, что негативно сказывается на состоянии дорожного полотна.

Одним словом, утешить любителей отступить от требований ПДД нечем. С каждым годом (если не месяцем) контроль на дорогах будет становиться все более тщательным.



Пресс-служба KavkazAuto.ru

28.10.2015 02:36

 

 

 

 

\